Участники и гости Петербургского международного культурного форума рассказали о перспективах проекта «Волонтеры культуры».
Одной из важных тем, которые обсуждались на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который проходил с 14 по 16 ноября, стало добровольчество. На сессии «Волонтеры культуры: массовое движение или событийный энтузиазм» эксперты размышляли, зачем нужны волонтеры наследия, с какими трудностями они сталкиваются и возможно ли собрать 100 тыс.
добровольцев к 2024 году, как это запланировано в национальном проекте «Культура». Корреспонденты портала «Будущее России. Национальные проекты» собрали мнения специалистов о перспективах культурного волонтерства.Ощущать искусство сердцем
Тему поддержки добровольцев в первый день форума затронул Министр культуры РФ Владимир Мединский. Выступая на заседании Координационного совета по культуре, он напомнил, что целевой показатель на 2019 год – 10 тыс. волонтеров культуры, но уже за первые 10 месяцев реализации нацпроекта эти цифры значительно превышены.
«Реально работало 29 тыс. добровольцев – в три раза больше, чем по плану нацпроекта, было поддержано 20 добровольческих движений в 18 регионах», – подчеркнул министр.
На тематической сессии «Волонтеры культуры: массовое движение или событийный энтузиазм» больше внимания уделили не количественным, а качественным показателям. Точнее, тому, что именно представляет собой деятельность волонтера культуры в России сегодня. Для широкой аудитории этот тип добровольчества, в первую очередь, ассоциируется с сохранением наследия. Однако культурное волонтерство — это также работа в музеях, библиотеках, восстановление памятников культуры и многое другое.
Руководитель волонтерской службы Государственного Эрмитажа Михаил Кожуховский отметил, что с помощью добровольчества можно «вместе создавать культурное общество» и помочь в этом способен каждый.
«Все пространство культурное, музейное должно создаваться всеми нами, всем сообществом, потому что оно работает для нас. Поэтому удивительный творческий потенциал есть в каждом из нас. И каждый может и должен его выражать. И идеи должны быть воплощены. Мы ощущаем искусство сердцем. Поэтому каждый из нас может что-то изменить», – уверен Кожуховский.
Волонтеры для музеев
Ведущий специалист по специальным программам и мероприятиям Государственного Исторического музея (ГИМ) Дарья Сухорукова добавила, что волонтерство имеет большой потенциал в расширении аудитории музеев, что также является целью национального проекта «Культура».
«В первую очередь, это формирование определенного взгляда на музеи. Во-вторых, безусловно, дополнительная поддержка. В-третьих, создание тесного контакта. И расширение аудитории», – считает Сухорукова.
Эксперт рассказала, что для привлечения волонтеров ГИМ провел специальное исследование и выявил эффективные методы работы с добровольцами в культурной сфере. Среди них поиск волонтеров через посредников, создание собственного волонтерского движения на базе музея и системное взаимодействие с ним.
«Мы должны более четко работать с нашей целевой аудиторией. В 2017 году мы презентовали нашу программу. Мы позиционируем ее как волонтерскую программу государственного исторического музея. Нас порядка 120 участников», – поделилась опытом Сухорукова, добавив, что работа с волонтерами в музее ведется как онлайн, так и офлайн.
Научиться сохранять
Заместитель Председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Денис Юдин считает, что важнейшим направлением волонтерства сегодня является сохранение культурного наследия.
«Сохранение — это значит передача наследия в том виде, в котором оно отражают нашу историю, нашу архитектуру <…> Здесь действительно волонтерская практика – то, что раньше называлось добровольные помощники-реставраторы», – отметил Юдин.
В качестве положительного примера он привел международный волонтерский кампус, организованный этим летом в нескольких регионах страны при поддержке национального проекта «Культура».
«У нас хорошо налажены контакты с Францией. Сейчас у нас в разработке такие страны, как Великобритания и Италия. Кампусы, которые нам удалось сделать в Ленинградской области, Рязанской, Тульской, Липецкой, Костроме и Самаре <...> носят сезонный характер, но нам удается что-то делать», – подчеркнул Денис Юдин.
Специфика работы с культурными объектами накладывает и определенные обязательства на волонтеров. Сохранение наследия требует подготовки, и получить ее теперь можно в специальной Школе волонтеров.
«Школы волонтерского наследия решают эту задачу. У нас учатся две категории людей. [Если] первые — это те, кто где-то что-то услышали и захотели помочь, получив образование по соответствующей программе, и уже становятся волонтерами, то вторые уже знают, что такое наследие, волонтерство и стараются прокачать свои навыки», – рассказал Юдин.
Эксперт выделил еще одну сложность, с которой сталкиваются добровольцы, – законодательные ограничения. Нормативные акты определяют, чем может заниматься на историческом объекте человек, не имеющий статуса реставратора. Волонтеры обязаны работать под присмотром сертифицированных экспертов, выполняя простой комплекс работ – например, общестроительные задачи или уборка территории.
От стихийности к организации
Руководитель Дирекции общественного движения «Волонтеры культуры» Ассоциации волонтерских центров Дарья Жукова отметила другую важную особенность добровольчества – его стихийность. Тем не менее, она уверена, что целевой показатель национального проекта – 100 тысяч волонтеров культуры к 2024 году – вполне достижим, благодаря новым системам учета.
«Это очень серьезная цифра, и это беспрецедентное количество волонтеров в нашей стране. Волонтеры культуры — это новое движение абсолютно, стихийно образовавшееся. Но могу вас заверить, что все очень хорошо, потому что мы определились наконец-то, как считать волонтеров. Мы выстроили систему, как считать волонтеров: ранее не было разделения волонтер культуры, волонтер-медик и так далее», – пояснила Жукова.
Она напомнила о создании единой базы данных добровольцев на портале «Волонтеры России», которая «станет ресурсом для входа человека в культурную сферу».
«Каждый может создать мероприятие и туда пригласить волонтеров. Когда система подтверждает, что человек был на мероприятии, он считается волонтером культуры и искусства», – рассказала эксперт.
Она также отметила, что несмотря на спонтанный характер волонтерства, к его организации требуется профессиональный подход.
«Особенно в сфере культуры. Я думаю, что все реально. Волонтеров много, но проблема в том, что они не общаются. Вот мы сейчас создаем инструмент, чтобы объединить их», – заключила Жукова.
Санкт-Петербургский международный культурный форум проходил с 14 по 16 ноября. Его основной темой в этом году стали «Культурные коды в условиях глобализации».
[SLIDER]